Предмонтажные требования к трансформаторам

Опубликовано: 21 Июль 2010

хранение трансформаторов

Силовые трансформаторы общего назначения (в дальнейшем — трансформаторы) изготовляют по ГОСТ 11677-85. Их включают в эксплуатацию без ревизии активных частей при условии соблюдения требований соответствующих инструкций при транспортировании, выгрузке и хранении. После прибытия с предприятия-изготовителя и в процессе выполнения отдельных этапов подготовительных работ (выгрузка, перевозка к месту монтажа, хранение) составляют акты, в которых в составе сдаточной документации определяют возможность включения трансформаторов в эксплуатацию без ревизии их активных частей.
Приведенные в настоящей статье предмонтажные требования к трансформаторам предусматриваю выполнение условий для включения их в эксплуатации без ревизии активных частей.

погрузка трансформаторов

В зависимости от габаритных размеров и массы масляные трансформаторы отгружают с предприятия-изготовителя в следующем состоянии:
трансформаторы мощностью до 6300 кВ-А, напряжением до 35 кВ включительно, полностью собранные, за литые маслом (трансформаторы мощностью 2500, 4000 и 6300 кВ-А транспортируют с установленными расширителями, но без радиаторов);
трансформаторы мощностью 10 000 кВ-А и выше на напряжение до 35 кВ включительно, частично демонтированные, залитые маслом ниже крышки на 100— 200 мм;
трансформаторы всех мощностей на напряжение 110 кВ, частично демонтированные, залитые маслом ниже крышки на 150—200 мм;
трансформаторы всех мощностей на напряжение 110 кВ, частично демонтированные, заполненные инертным газом или сухим воздухом при избыточном давлении, созданном на предприятии-изготовителе, или с установкой автоматической подпитки азотом (запас азота рассчитан на время транспортирования и 10 дней хранения).
Перевозят трансформаторы железнодорожным, водным, автомобильным или другими видами транспорта на платформах, автомашинах-тяжеловозах, специальных санях соответствующей грузоподъемности. Перевозка трансформаторов волоком или на металлическом листе даже на короткие расстояния не разрешается. Крепление трансформаторов на транспортных средствах производят по утвержденным типовым схемам с нанесением несмываемой краской контрольных меток на платформах и трансформаторах, что позволяет оценить качество транспортирования (при несовпадении меток трансформатор подвергают ревизии). Демонтированные на период транспортирования узлы и детали отправляют следующим образом: маслонаполненные вводы 110 кВ — в упаковке предприятия-изготовителя; встроенные трансформаторы тока — в переходных фланцах, закрытые временными заглушками, заполненные маслом; вводы напряжением до 35 кВ, комплектующую аппаратуру и приборы, вентиляторы системы охлаждения, крепежные детали и запасные части — в деревянных ящиках, обитых внутри влагонепроницаемым материалом; расширители, радиаторы, выхлопные трубы, термосифонные фильтры (промываются и герметизируются на предприятии-изготовителе) и каретки с катками — без дополнительной упаковки. Перечень демонтированных узлов и деталей указывают в ведомости демонтажа трансформатора.

монтаж трансформатора

Осмотр трансформатора после прибытия с предприятия-изготовителя состоит из проверок: надежности креплений и совпадения контрольных меток на баке и платформе; соответствия количества прибывших мест; сохранности упаковки узлов и деталей; отсутствия механических повреждений бака (вмятины и трещины не допускаются) установок для автоматической подпитки азотом, задвижек, кранов и пробок; сохранности пломб на кранах, пробках и в местах разъема бака: исправности уплотнений и отсутствия следов течи масла на баке и платформе; исправности радиаторов, выхлопной трубы, термосифонного фильтра и надежности уплотнений установленных на них временных заглушек; исправности расширителя; наличия отдельного болта для заземления бака диаметром не менее 10 мм. Результаты осмотра трансформатора фиксируют специальным актом. Не позднее 10 дней после прибытия трансформатора на площадку проверяют его герметичность. Характер проверки зависит от условий транспортирования трансформатора. У трансформаторов, отправленных с маслом и расширителем, герметичность проверяют по наличию масла в пределах отметок маслоуказателя; у трансформаторов, отправленных с маслом без расширителя, — по отсутствию следов утечки масла (никаких заглушек при этом открывать не разрешается), у трансформаторов, отправленных под избыточным давлением азота или сухого воздуха, — по показаниям манометра. Уменьшение избыточного давления до 20 кПа (0,2 кгс/см2) считается нарушением герметичности. Нарушением герметичности считается также повреждение пломб в месте разъема бака, на масловыпускном кране или пробке независимо от условий транспортирования трансформатора. Трансформаторы, отправленные с предприятия-изготовителя без масла или не полностью залитые маслом  должны быть смонтированы и залиты (долиты) масло в возможно короткий срок. Предельный срок заливки (доливки) масла для трансформаторов 35 кВ — 6 мес, для трансформаторов 110 кВ — 3 мес со дня отгрузки трансформатора с предприятия-изготовителя. В тех случаях, когда монтаж трансформатора по каким-либо причинам не может быть выполнен в вышеназванные сроки, на месте хранения организуют временный монтаж расширите ля, воздухоосушителя и заливку (доливку) масла до нормального уровня. При невыполнении этого требования необходимы проведение, ревизии трансформатора перед вводом его в эксплуатацию, а в ряде случаев — контрольный прогрев, подсушка или сушка. В период хранения состояние трансформатора и залитого в него масла периодически контролируют (табл. 1).
Контроль состояния трансформатора в период хранения

Напряжение и мощность трансформатора

Условие транспортирования

Контроль состояния трансформатора в период хранения

35 кВ, ДО 6300 кВ-А

Полностью собран и залит маслом

Периодический контроль уровня масла в расширителе. Определение электрической прочности масла каждые 3 мес после 1 года хранения

35 кВ,
10000 кВ-А и более

Без расширителя, уровень масла ниже крышки на 100—200 мм

Периодический контроль отсутствия следов утечки масла. После монтажа расширителя (не позднее 6 мес) периодический контроль уровня масла
Определение электрической прочности масла после 1 года хранения каждые 3 мес

110 кВ, все
мощности

Без расширителя, уровень масла ниже крышки на 150—200 мм

Периодический контроль отсутствия следов утечки масла. После моитажа расширителя (не позднее 3 мес) периодический контроль уровня масла
Сокращенный анализ масла и определение его электрической прочности каждые 3 мес

110 кВ, все
мощности

Без расширителя, без масла, заполненный азотом или сухим воздухом

Ежемесячная проверка внутрибакового избыточного давления по манометру
После монтажа расширителя (не позднее 3 мес) периодический контроль уровня масла. Сокращенный анализ и определенне электрической прочности масла каждые 3 мес

Демонтированные на период транспортирования узлы и детали трансформатора хранят следующим образом радиаторы, выхлопную трубу, расширитель, термосифонный фильтр — на открытом воздухе или под навесом при наличии временных заглушек с неповрежденными рези новыми уплотнениями (проверяют пробной подтяжкой гаек или с помощью пластинчатого щупа); маслоохладители, калориферы и другие детали — в закрытом помещении; термометры, реле и приборы — в заводской таре в закрытых отапливаемых складах.
При приемке трансформатора в монтаж изложенным выше способом проводят осмотр бака и узлов, демонтированных на период транспортирования, оценивают правильность хранения и своевременность доливки масла и составляют акт установленной формы. Трансформатор с нарушенной герметичностью и просроченным сроком доливки масла принимают в монтаж после проведения ревизии, а в необходимых случаях — контрольного прогрева, подсушки или сушки. До начала монтажа трансформатора персонал наладочного участка проводит предварительную оценку состояния изоляции. Допустимые значения характеристик изоляции приведены в приложении 5. Если по данным проверки трансформатор оказался увлажненным, его также подвергают ревизии я сушке.

Силовые трансформаторы 6—10 кВ, заполненные совтолом

Силовые трансформаторы напряжением 6—10 кВ, заполненные совтолом, отгружают в собранном виде под избыточным давлением или вакуумом. Кран, разобщающий мановакуумметр и бак трансформатора, перед отгрузкой перекрывают. Стеклянную диафрагму реле давления заменяют стальной заглушкой. Все легкоповреждаемые детали трансформатора (изоляторы, краны, трубки, приборы) закрывают деревянными защитными колпаками. При получении трансформатора проверяют сохранность защитных колпаков, отсутствие повреждения приборов, кранов и пробок, сохранность пломб, отсутствие механических повреждений бака, отсутствие на баке и платформе следов течи совтола. Герметичность трансформатора проверяют по показаниям мановакуумметра не позднее 10 дней после прибытия к месту назначения. Герметичность трансформатора считают достаточной, если после открытия крана, разобщающего бак и мановакуумметр, избыточное давление будет более 20 кПа (0,2 кгс/см2). Трансформатор считают разгерметизированным при избыточном давлении ниже нормы. Уровень совтола проверяют по температурной отметке указателя уровня (должен быть в пределах указателя). Трансформаторы хранят в закрытых помещениях или под навесами в условиях, исключающих непосредственное воздействие осадков и агрессивных сред. В период хранения периодически контролируют герметичность трансформатора и уровень совтола. При приемке в монтаж внешнем осмотром трансформатора проверяют герметичность и уровень совтола, который должен соответствовать температурной отметке указателя. Трансформатор, со дня отгрузки которого прошло более 1 года, принимают в монтаж после проверки электрической прочности взятого из бака совтола и предварительной оценки состояния изоляции обмоток. Приемку трансформатора в монтаж оформляют актом установленной формы.

Сухие трансформаторы внутренней установки 6-10 кВ

сухой трансформатор

Сухие трансформаторы внутренней установки на напряжение 6—10 кВ изготовляют в защищенном исполнении. Их отгружают с предприятия-изготовителя полностью собранными и упакованными в деревянных ящиках, выложенных внутри влагонепроницаемым материалом. При получении трансформатора осматривают тару и составляют соответствующий акт, а при передаче на хранение распаковывают и осматривают трансформатор и его узлы. В необходимых случаях возобновляют консервирующую смазку. Трансформаторы хранят в сухих отапливаемых складах (группа Л). В период хранения принимают меры по защите трансформатора от механических повреждений, загрязнений и особенно увлажнения обмоток, так как в отличие от других типов трансформаторов обмотки сухих трансформаторов легко подвергаются увлажнению. Устанавливают систематическое наблюдение за состоянием трансформатора. Консервирующую смазку восстанавливают по истечении срока ее годности (как правило, 2 года), а в необходимых случаях и во время непродолжительного хранения. Предельные сроки хранения сухих трансформаторов не установлены.
При приемке сухого трансформатора в монтаж оценивают правильность хранения. По внешнему виду и паспортной табличке устанавливают соответствие трансформатора проекту. Внешним осмотром определяют отсутствие механических повреждений щитов защитного кожуха (вмятины, повреждения лакокрасочного покрытия и следы коррозии не допускаются), обмоток и магнитопровода (вмятины, трещины, повреждения изоляции, повреждения антикоррозийного покрытия не допускаются). Особое внимание обращают на затяжку болтов в местах контактных соединений и прессовку обмоток магнитопровода (ослабленные узлы не допускаются). Трансформатор, принимаемый в монтаж, должен быть очищен от консервирующей смазки, продут чистым сухим воздухом и протерт салфетками. Сопротивление изоляции обмоток трансформатора не должно выходить за пределы нормы: при температуре 20—30° С сопротивление изоляции обмоток трансформаторов с номинальным напряжением 6 кВ должно быть не менее 300 МОм, трансформаторов с номинальным напряжением 10 кВ — не менее 500 МОм. При отклонениях от нормы трансформатор принимают в монтаж после сушки, выполненной в соответствии с заводскими инструкциями. Все работы по осмотру трансформатора проводят в сухих отапливаемых помещениях.
Трансформаторное масло, заливаемое в высоковольтную аппаратуру и трансформаторы, изготовляют по различным ГОСТ и ТУ, определяющим их марку. Масла различных марок транспортируют и хранят отдельно друг от друга. Транспортируют их в закрытых емкостях или цистернах, специально предназначенных для этих целей. В составе сопроводительной документации высылают соответствующие сертификаты, удостоверяющие качество масла. Для временного хранения масла (в отсутствие стационарного масляного хозяйства) используют стальные резервуары (баки) или стальные бочки, прошедшие специальную очистку и тщательный осмотр. Емкости для масла устанавливают на открытом воздухе или под навесами и закрывают герметичными люками. Стальные бочки хранят под навесами пробками вниз. В лаборатории проводят полный химический анализ каждой партии масла, полученного с предприятия-изготовителя, и определяют его электрическую прочность. Результаты испытаний сравнивают с данными действующих ГОСТ и ТУ. Масло, передаваемое в монтаж, должно отвечать вышеперечисленным нормам и, как правило, иметь соответствующие сертификаты и протоколы установленной формы. Особое внимание при этом обращают на номер ГОСТ или ТУ, по которому изготовлено масло. Масла, изготовленные по ГОСТ 982-68 (ТКп), 10121-76 и ТУ 38.101.281-75, разрешается смешивать в любых соотношениях. Масла других ГОСТ и ТУ разрешается смешивать после проверки стабильности смеси, положительный результат которой подтверждается специальным протоколом, передаваемым монтажной организации. Доливка не более 5% объема масла не требует проверки стабильности смеси.
Минимально допустимые значения электрической прочности трансформаторного масла, изготовленного по ГОСТ 982-68, 10121-76 и ТУ 38.101.281-75
Таблица 2

Класс напряжения аппарата, кВ

Минимально допустимое пробивное напряжение трансформаторного масла, кВ (определенное в стандартном разряднике)

 

свежего сухого перед заливкой в аппараты

непосредственно после заливки в аппараты

До 15 включительно Выше 15 до 35 включительно От 60 до 110 включительно

30 35 45

25 30 40

В процессе проверки маслонаполненных аппаратов на соответствие предмонтажным требованиям осуществляют контроль электрической прочности масла до заливки и непосредственно после заливки масла в аппараты (табл. 2).
Для испытании масла производят отбор проб из емкостей и аппаратов. Важнейшим условием проверки качества масла являются тщательность и аккуратность при отборе проб. Использование грязной посуды, малейшее увлажнение масла ведут к искажению результатов и неправильному заключению о его состоянии. Отбор проб масла проводят в сухую погоду через специальные устройства, имеющиеся на каждом маслонаполненном аппарате. Маслоотборное устройство протирают чистой салфеткой, удаляя грязь и пыль, затем открывают его и промывают. Для отбора проб используют, как правило, стеклянную посуду с притертыми пробками. Вместимость посуды для полного химического анализа масла должна быть не менее 1,5 л, для сокращенного анализа — 0,8 л, для испытания электрической прочности — 0,5 л. Объем испытаний трансформаторного масла в процессе предмонтажной проверки маслонаполненных аппаратов приведен в табл. 3.

Таблица  3
Объем испытаний трансформаторного масла в процессе проверки маслонаполненных аппаратов на соответствие предмонтажным требованиям
Объем испытаний трансформаторного масла
Совтол, являющийся негорючим диэлектриком, транспортируют и хранят аналогично трансформаторному маслу. В связи с тем что совтол имеет удельный вес больше единицы, основные посторонние примеси скапливаются на его поверхности. Отбор проб из трансформаторов и емкостей, заполненных совтолом, производят через специальные краны и пробки, расположенные в верхних частях баков. Электрическая прочность совтола, находящегося в трансформаторе на напряжение 6—10 кВ, должна быть не менее 30 кВ.

Бетонные реакторы отгружают в деревянных ящиках, предохраняющих их от механических повреждений в процессе транспортирования и хранения. В комплекте с реакторами отгружают опорные изоляторы, предназначенные для установки реакторов. Бетонные реакторы хранят в закрытых складах (группа С), предохраняя от механических повреждений, воздействия атмосферных осадков и агрессивной среды. При приемке в монтаж по паспортной табличке и внешнему виду определяют соответствие реактора проекту. Проверяют комплектность поставки. У бетонных колонок реактора не должно быть трещин, сколов, отбитых краев, повреждений лакового покрова, у витков обмоток — деформаций и повреждений изоляции (порезы, разрывы). Контактные выводы реактора проверяют на отсутствие раковин, наплывов, трещин и пленок окиси. Опорные изоляторы проверяют в соответствии с рекомендациями. Обязательным этапом предмонтажной проверки бетонного реактора является измерение сопротивления Изоляции мегаомметром 1000—2500 В. При снижении сопротивления изоляции ниже допустимых пределов (0,5 МОм) реактор принимают в монтаж после сушки.

Ещё по теме:

написано в рубрике: Статьи
Метки: , , ,

Оставить отзыв