Монтаж силовых трансформаторов в электроустановках до 10 кВ

Опубликовано: 28 Сентябрь 2010

монтаж силовых трансформаторов

Монтаж силовых трансформаторов предусматривает: погрузку, транспортировку и выгрузку; ревизию и сушку; сборку и установку; пробное включение под напряжение. В комплексе операций по монтажу трансформаторов значительное место по трудоемкости занимают такелажные работы. Доставку трансформаторов к месту монтажа осуществляют преимущественно автомобильным транспортом соответствующей грузоподъемности, тракторами на специальных транспортных приспособлениях или тягачами на автотрейлерах.

Приемка и хранение трансформаторов.

После выгрузки проверяют, состояние трансформатора и осуществляют его подготовку к монтажу или к длительному хранению, если монтаж переносится на более поздний срок. Приемку трансформатора производят после внешнего осмотра, при этом проверяют отсутствие вмятин и повреждений бака, радиаторов, расширителя, выхлопной трубы и других деталей, герметичность уплотнений, целостность сварных швов, отсутствие трещин и отбитых краев у вводов, комплектность деталей по накладной и демонтажной спецификации завода-изготовителя, наличие пломб на всех кранах для масла.
В трансформаторы, транспортируемые частично демонтированными, с баком, заполненным маслом, после испытания на герметичность и установки расширителя доливают сухое чистое масло не позднее чем через шесть месяцев после отправки с завода.

Ревизия трансформаторов.

Ревизию силовых трансформаторов производят для выявления и устранения неисправностей и повреждений. В соответствии с ГОСТом трансформаторы подлежат введению в эксплуатацию без осмотра их активной части при соблюдении требований к их транспортированию и хранению, изложенных в «Инструкции по транспортированию, хранению, монтажу и вводу в эксплуатацию трансформаторов на напряжение до 35 кВ без ревизии их активных частей». При нарушении требований этой инструкции или при обнаружении неисправностей осуществляют подъем активной части трансформаторов для ревизий деталей, находящихся внутри бака.
Внутренний осмотр трансформатора проводят в закрытом помещении. При этом масло сливают в сухой и чистый бак, выемную часть поднимают и устанавливают на настил из досок, проверяют запрессовку обмоток, прочность болтовых креплений сердечника и остальных частей; затягивают ослабленные гайки и шпильки; тщательно осматривают целостность демпферов отводов в местах их присоединения к выводам и изоляции.
Мегомметром напряжением 1 кВ проверяют сопротивление изоляции обмоток по отношению друг к другу и к сердечнику, изоляцию шпилек магнитопровода и наличие заземления сердечника. Выемную часть, бак и радиаторы промывают сухим трансформаторным маслом, после чего собирают трансформатор, уплотняют места соединений, заливают масло и на месте проводят необходимые испытания.

Контроль состояния изоляции трансформаторов.

Условия включения трансформаторов без сушки и необходимость сушки их активной части регламентируются в заводских и в указанной выше инструкциях, которыми и следует строго руководствоваться. Трансформаторы с увлажненными обмотками включать под рабочее напряжение не допускается.
Степень увлажнения обмоток трансформатора определяют по коэффициенту абсорбции, т. е. соотношению сопротивлений изоляции обмоток в зависимости от длительности приложения напряжения. Сопротивление изоляции обмоток измеряют мегомметром напряжением 2,5 кВ с верхним пределом измерения не ниже 10 000 МОм через 15 и 60 с после приложения напряжения и определяют коэффициент абсорбции, равный отношению R60/R15.При измерении соединяются все вводы обмоток одного напряжения. Перед началом каждого измерения испытуемую обмотку заземляют не менее чем на 2 мин. Минимально допустимые значения R60 обмоток трансформаторов в масле на напряжение до 35 кВ мощностью менее 10000 кВ А составляют:
Температура обмоток, °С                          – 10 20 30 40 50 60 70
Сопротивление изоляции, МОм … 450 300 200 130 90 60 40
Коэффициент абсорбции при хорошем состоянии изоляции трансформаторов мощностью менее 10 000 кВ А, напряжением до 35 кВ (включительно) при температуре обмоток 10—30 °С составляет не менее 1,3.
Состояние электрической изоляции характеризуется также показателем тангенса угла диэлектрических потерь (tgb) в изоляции. Значение tgb существенно повышается при увлажнении диэлектрика, потому этот показатель широко используется при оценке состояния изоляции вновь вводимых в эксплуатацию масляных трансформаторов. Значения tgb нормированы и приведены в справочниках.
Значения tg b измеряют мостом типа Р5026 или Р5026М. К мостам этих марок придаются образцовые конденсаторы Р5023.
Кроме коэффициента абсорбции и показателя tg 5, измеряют емкости при частотах 2 и 50 Гц (С2/С50). Этот метод носит название «емкость — частота» и основан на том, что при увлажненных обмотках трансформатора С2/С5о=2, а при неувлажненных обмотках С2/С5о=1. Обмотки трансформатора в масле при напряжении до 35 кВ (включительно) мощностью менее 10 000 кВ А имеют следующие наибольшие допустимые значения С2/С50: (ПРИ температуре обмотки 10 °С); 1,2 (при температуре обмотки 20 °С); 1,3 (при температуре обмотки 30 °С).
Значение С2/С50 измеряют приборами контроля влажности ПКВ-7 и ЕВ-3. Правильные показания прибора ПКВ-7 обеспечиваются в том случае, когда сопротивление изоляции обмоток составляет не менее 15 МОм (при температуре 10—30 °С). Поэтому перед использованием прибора проверяют абсолютную величину сопротивления изоляции обмоток трансформатора. Величину С2/С50 измеряют между каждой обмоткой и корпусом. Остальные обмотки при этом заземляют.
Монтаж и сборка мощных силовых трансформаторов для закрытых и открытых установок состоят из нескольких основных операций. Сначала устанавливают радиаторы, маслонаполненные вводы, переключающее устройство, расширитель, газовое реле, реле уровня масла, предохранительную (выхлопную) трубу, воздухоосушитель, термометры, термометрический сигнализатор и термосифонный фильтр.

Сборка радиаторов.

В съемных радиаторах (до установки их на трансформатор) проверяют, полностью ли закрыты радиаторные краны на баке; испытывают плотность сварных швов и промывают радиаторы сухим трансформаторным маслом. Радиаторы испытывают маслом, нагретым до 50—60 °С (повышенное давление 50 кПа создают ручным насосом), или сжатым воздухом (от компрессора). Испытания проводят в вертикальном или горизонтальном положении радиатора в течение 30 мин. Заводские дефекты сварки, выявленные в результате испытания, устраняют газосваркой. После испытания радиаторы промывают чистым маслом, применяя для этого центрифугу или фильтр-пресс. Окончив монтаж всех радиаторов, проверяют работу кранов и заполняют радиаторы маслом.

Монтаж переключающего устройства.

Трансформаторы с регулировкой напряжения под нагрузкой поставляют в комплекте с переключающим устройством. Работу данного устройства после монтажа проверяют, проворачивая механизм от начального до предельного положения вручную, а затем включая электродвигатель.

Монтаж расширителя и газового реле.

Предварительно проверенный и испытанный на герметичность расширитель перед монтажом промывают сухим и чистым трансформаторным маслом. На крышке трансформатора устанавливают два кронштейна, на которых временно закрепляют расширитель. Окончательно расширитель устанавливают после присоединения к нему патрубка с газовым реле, очистки его внутренней поверхности от ржавчины до металлического блеска и покрытия лаком.
Проверенное в лаборатории газовое реле монтируют на маслопроводе на клингеритовых (или пробковых) прокладках, покрытых бакелитовым лаком. Смотровое окно газового реле располагают в удобном для обозрения месте. Верхний фланец газового реле устанавливают горизонтально (проверкой ватерпасом); маслопровод, соединяющий бак трансформатора с расширителем, устанавливают с подъемом 1,5—2 % от трансформатора в сторону расширителя для того, чтобы обеспечить лучшее прохождение газов в реле.

Монтаж реле уровня масла выхлопной трубы.

Реле уровня масла монтируют на фланце дна расширителя на уплотняющей прокладке. После установки маслоуказателя и реле уровня масла расширитель испытывают на герметичность путем заполнения его сухим трансформаторным маслом, выдерживая в течение 3 ч.

Установка воздухоочистительного фильтра.

Воздухоочистительный фильтр предназначен для очистки (от влаги и промышленных загрязнений) воздуха, поступающего в расширитель трансформатора при колебаниях уровня масла при изменении температуры. Воздухоочиститель представляет собой цилиндр, заполненный силикагелем. Монтаж и включение воздухоочистительного фильтра осуществляется в следующем порядке: разборка, очистка и просушка фильтра; заполнение патрона верхней части цилиндра индикаторным силикагелем и установка стекла в смотровом окне; засыпка в цилиндр обычного силикагеля (пропитанного раствором хлористого кальция) с таким расчетом, чтобы до крышки оставалось примерно 15—25 мм; приведение в рабочее состояние гидравлического затвора и заливка его чистым сухим маслом до отметки номинального уровня; подсоединение воздухоочистителя к дыхательной трубке расширителя.

Установка термометров и термометрических сигнализаторов.

Ртутные и ртутно-контактные термометры и термометрические сигнализаторы монтируют после проверки их в лаборатории.
Термометрический сигнализатор устанавливают на специальной пластине, на резиновой прокладке, приваренной к стенке бака. При монтаже приборов на гильзах промежутки заполняют трансформаторным маслом, гильзы уплотняют.

Монтаж термосифонного фильтра.

Термосифонный фильтр применяют для поддержания изоляционных свойств масла и продления срока его службы. Фильтр представляет собой цилиндрический аппарат, заполненный активным материалом — адсорбентом (крупный силикагель или активная окись алюминия сорта А-1), поглощающим продукты старения масла.
Монтаж термосифонного фильтра осуществляют в последующем порядке: разбирают фильтр и фильтрующее устройство; очищают фильтр и соединительные патрубки от загрязнений; промывают их чистым сухим трансформаторным маслом и собирают; снимают заглушки с радиаторных кранов и устанавливают фильтр на баке трансформатора аналогично установке радиаторов; в фильтр засыпают чистый сухой адсорбент, затем промывают его маслом (для фильтров вместительностью до 50 кг промывка необязательна) и заполняют расширитель маслом значительно выше отметок номинального уровня.
Перед заполнением маслом из фильтра удаляют воздух, для этого на крышке фильтра имеется специальный патрубок (воздушник); масло подают через нижний патрубок фильтра. После того как из фильтра выйдет весь воздух, открывают верхний кран фильтра и сливают излишки масла. После прохождения через фильтр некоторого количества масла, берут пробу на отсутствие механических примесей. При их отсутствии прекращают подачу масла и приступают к монтажу фильтра на трансформаторе. Термосифонный фильтр подключают к трансформатору только с чистым сухим маслом, термосифон устанавливают с внешней стороны бака в вертикальном положении.
Термосифонный фильтр
Термосифонный фильтр: 1 — бак трансформатора.

Ещё по теме:

написано в рубрике: Статьи
Метки: ,

Оставить отзыв