Эксплуатация трансформаторов

Опубликовано: 31 Декабрь 2015

ТРЕХОБМОТОЧНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ

В энергосистемах в качестве силовых трансформаторов применяются трех обмоточные трансформаторы с одной первичной и двумя вторичными обмотками (рис. 1,6). Трехобмоточные трансформаторы могут выполняться с обмотками одинаковой и разной мощности. В последнем случае за номинальную принимается наибольшая из номинальных мощностей отдельных обмоток.
Трехобмоточные трансформаторы выполняют на напряжение до 220 кВ мощностью до 100МВ-А и выше. Мощности обмоток высшего, среднего и низшего напряжений равны соответственно 100/100/100, 110/100/67, 100/67/100 % номинальной мощности.
Обмотки размещают на стержнях в следующем порядке: обмотку ВН – снаружи, обмотку НН – внутри у стержня, обмотку СН – между обмотками ВН и НН. При этом напряжение короткого замыкания между обмотками ВН и СН имеет минимальное значение, что позволяет передать большую часть мощности в сеть среднего напряжения с минимальными потерями напряжения (трехобмоточных трансформаторах напряжение короткого замыкания определяется для любой пары его обмоток при разомкнутой третьей обмотке).
Разновидностью трехобмоточного трансформатора является Трансформатор с расщепленной обмоткой НН (рис. 1, в). Такие трансформаторы обеспечивают возможность присоединения нескольких генераторов к одному повышающему трансформатору (блоки генератор-трансформатор). Широкое распространение трансформаторы с расщепленной обмоткой НН получили в схемах питания собственных нужд крупных ТЭС, а также на понижающих подстанциях с целью ограничения токов КЗ.

АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ

Автотрансформатором называется трансформатор, у которого имеется электрическая связь между обмотками (рис. 4), вследствие этого мощность из первичной сети во вторичную передается не только электромагнитным, но и электрическим путем. Обмотка НН в автотрансформаторе является частью обмотки ВН.
В автотрансформаторе различают две мощности: полную
(проходную), забираемую из сети, и расчетную, передаваемую электромагнитным путем. За номинальную мощность автотрансформатора принимают полную мощность. Габариты и масса определяются по расчетной мощности.
По сравнению с двухобмоточным трансформатором автотрансформатор при одной и той же номинальной мощности будет иметь меньше габариты и массу и больший КПД.
Недостатком автотрансформатора является электрическая связь вторичной цепи с первичной, вследствие чего изоляция обмоток должна выбираться исходя из высшего напряжения, другим недостатком – больший ток короткого замыкания.
схема автотрансформатора АОДЦТН-167000/500
Рис. 4. Электрическая схема автотрансформатора АОДЦТН-167000/500:
1 – последовательная обмотка (ПО); 2 – общая обмотка (ОО);
3 – регулировочная обмотка (РО); 4 – обмотка 35 кВ (НН);
5 – компенсационная обмотка (КО); 6 – главный вывод 500 кВ (А);
7 – вывод 220 кВ (Ам); 8 – вывод нуля (X); 9 – вывод 35 кВ (Х1, а1);
10 – главный стержень, 11 – регулировочный стержень;
12 – выводы к регулированию под нагрузкой (АМ1, АМ13).

Обмотки трехфазного автотрансформатора соединяют обычно по схеме звезда-звезда с нулевым проводом.
Автотрансформаторы применяются как для понижения, так и для повышения напряжения. Общий вид силового трансформатора представлен на рис. 5.
Под термином «трансформатор» в дальнейшем подразумевается также «автотрансформатор», если нет особых оговорок.

вид автотрансформатора АОДЦТН-167000/500
Рис. 5, Общий вид автотрансформатора АОДЦТН-167000/500:
1 – трансформатор тока; 2 – ввод 500 кВ; 3 – ввод 35 кВ; 4 – люк; 5 – реле газовое; 6 – ввод 220 кВ; 7 – задвижка; 8 – бак ввода; 9 – слив масла; 10 – бак; 11 – отбор пробы газа; 12 – ввод 35 кВ (нуль); 13 – регулятор под напряжением (РПН);
14 – контроллер РПН; 15 – предохранительный клапан; 16 – абсорбционный фильтр; 17 – привод РПН; 18 – указатель уровня масла автотрансформатора; 19 -  расширитель РПН; 20 – указатель уровня масла РПН; 21 – расширитель автотрансформатора; 22 – отсечный клапан; 23 – охладители; 24 – долив масла в расширитель; 25 – долив масла в РПН; 26 – насос охладительный, 27 – воздухоосушитель, 28 – подключение насоса и слив масла; 29 – фильтр сетчатый; 30 – отбор пробы масла; 31 -термометр и манометр

Ещё по теме:

написано в рубрике: Статьи
Метки: , ,

Оставить отзыв